Повышенная нервная возбудимость у детей
В настоящее время, возбудимость (гиперактивность) у детей рассматривается как болезнь, а не как дурное воспитание.

Причинами гиперактивности у детей могут быть различные факторы, которые причиняют вред центральной нервной системе, как во время ее формирования (во время внутриутробного развития), так и позже. К таким факторам относятся: повреждающие нервные клетки агенты (алкоголь, наркотики и другие токсины), перенесенные во время беременности инфекционные заболевания, плохое питание, механическая травма или асфиксия при рождении, серьезная болезнь или механическое повреждение черепа в детском возрасте.

Очень многое зависит от того, в какой среде растет ребенок, а именно семейная атмосфера, стиль воспитания, качество удовлетворения основных психологических потребностей ребенка.

Развитию гиперактивности ребенка способствуют такие способы проведения свободного времени, как просмотр телевизора и компьютерные игры, большинство из которых содержат элементы насилия. Быстрый темп жизни также сказывается на нервной системе детей. Часто родители очень заняты и не могут уделить много времени своим детям, поэтому придерживаются агрессивной модели межличностных контактов и досуга, предложенного средствами массовой информации. Все это особенно вредно для детей.

Повышенная возбудимость у детей включает одну или все сферы жизни ребенка: физическую, познавательную, эмоциональную. Дети не в состоянии оставаться неподвижным, постоянно должны двигаться, бегать, размахивая руками, подпрыгивать и даже во время сидения, качать ногами, раскачиваться на стуле, кивать или перебирать пальцы рук.

Что касается умственной сферы, ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, не может сосредоточиться. Наименьший звук отвлекает его от деятельности. Иногда, кажется, что ребенок делает десять вещей сразу. Часто допускает неточности из-за невнимательности, поспешно, поверхностно решает задачи.

Повышенная возбудимость у детей в эмоциональной сфере выражается главным образом в перепадах настроения, иногда очень сильными эмоциональными реакциями, повышенной экспрессией чувств, большую чувствительность к происходящему в окружающей среде. Ребенок не может управлять эмоциями. Он бурно реагирует на малейшие провокации.

У детей постарше повышенная нервная возбудимость может проявляться неусидчивостью, вспыльчивостью, иногда им трудно сосредоточиться, длительно концентрировать внимание. Зачастую творческие дети проявляют все симптомы повышенной возбудимости.

Часто, родители в такой ситуации, не могут помочь ребенку самостоятельно, в таком случае следует обратиться к специалисту.

Повышенная нервно-рефлекторная возбудимость ребенка требует коррекции и лечения. Несмотря на все трудности, такой ребенок должен быть окружен спокойной, теплой, дружественной атмосфере в семье. Любые проблемы следует решать, когда ребенок успокоится и сможет адекватно понять и оценить произошедшую ситуацию. Необходимо воздержаться от применения физического наказания, которое только усугубит проблему. У такого ребенка особо обострено чувства собственного достоинства.

Гиперактивный ребенок должен иметь четкую и последовательную систему правил, регулирующих повседневную жизнь. Среди прочего, просто необходимо наладить режим дня ребенка. Это очень важно. Каждый день вашего ребенка должен проходить более или менее однообразно. Кроме того, все члены семьи должны принимать и применять существующую систему правил и обязанностей.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал что-то, то давайте подробное последовательное описание того, что он должен сделать. Помните, что наилучшего результата можно достичь хорошим примером для подражания.

Важно изолировать гиперактивных детей от различных раздражителей, так как даже тихий посторонний звук может отвлечь их от работы. Например, детская должна быть окрашена в белый цвет, без картин, плакатов на стенах. Интерьер комнаты должен быть простым. Даже самые обычные школьные принадлежности должны быть удалены с рабочего стола и находиться вне поля зрения ребенка.

Проблема в том, что такие дети могут легко стать возбуждаться в различных ситуациях. Им быстро надоедает однообразие, скука и они начинают драку. Они не терпят насмешек и поэтому часто не любят своих сверстников. Гиперактивные дети имеют ярко выраженное чувство справедливости, как правило, бурно реагируют на несправедливость.

Повышенная возбудимость у детей растет с каждым годом, такое состояние без использования соответствующей терапии может привести к необратимым изменениям в их психике и поведении. Впоследствии, будет трудно что-либо исправить или ликвидации, поэтому, когда родители понимают, что есть некоторые трудности в поведении ребенка, они должны обратиться за помощью к специалисту.

Амбивалентность поведения ребенка [лат. ambi — вокруг, около, с обеих сторон + valens (valentis) — крепкий, прочный, влиятельный] — индивидуальный и возрастной вариант конфликтного поведения ребенка по отношению ко взрослому, характеризуемый борьбой положительных и отрицательных тенденций. Возникает в раннем возрасте и проявляется в процессе коммуникативной деятельности.

Амбивалентность поведения ребенка представляет собой целостный синдром, который проявляется в локомоциях детей, их эмоциональном состоянии, практических и аффективных связях с окружающими людьми, а также в характере ответа детей на воздействия взрослых: одновременном стремлении к взрослому и движении от него - робости, неуверенности, тревоге, плаче, в сочетании с интересом и положительном отношении к взрослым- отсутствии ситуативно-делового общения, характерного для этого возраста, низком уровне развития предметной деятельности- яркой избирательности во взаимоотношениях со взрослыми с преобладанием эмоционального общения в ущерб предметному взаимодействию. Этот синдром наблюдается примерно у трети детей. В его основе лежит конфликт между потребностью ребенка в общении со взрослым и отсутствием у него средств для установления контактов с окружающими людьми. Одной из причин его возникновения являются особенности семейного воспитания ребенка на первом году жизни, которое отличается гипертрофией эмоциональных связей между ребенком и взрослым и препятствует формированию практических контактов.

В современной психологии есть два понимания амбивалентности:

  1. психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания, то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт.
  2. В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром — только отрицательные, а сейчас — снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго».
Что касается психоинверсии у детей, то это характеризуется тем, что ребенку хорошо, когда кому-то плохо.

Процесс развития и воспитания ребенка предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка и создние взрослым условия, в которых ребёнок мог бы развиваться, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы.
Развитие ребенка представляет собой сложное, целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения.
При решении практических задач ребенок часто подражает взрослому. Наблюдая за его деятельностью, он постепенно присваивает человеческие формы практической предметной деятельности. Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития ребенка.
Гармоничное развитие детей школьного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

Будем рады видеть Вас на семинаре!!!

С уважением, руководитель учебного отдела
ООО ЛОЦ «Синомед» Москвина Наталия Зосимовна.

Error get alias
Советы специалистов
Подпишитесь на наши новостные рассылки о традиционной китайской медицине
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности