Базовые принципы построения рецепта прописей в традиционной китайской фитотерапии
Базовые принцип построения рецепта в ТКМ совершенно отличен от западных принципов построения лечебных прописей, потому что Традиционная Китайская Медицина не рассматривает отдельные патологические состояния. В отличие от западной медицины, она рассматривает взаимодействующие друг с другом процессы. В результате этого лечебные формулы традиционной китайской фитотерапии не устраняют отдельные патолоические состояния, а балансируют различные процессы в организме. Следовательно, они наиболее эффективны при использовании в соответствии с традиционным китайским диагнозом и менее эффективны, когда мы пытаемся лечить патологические состояния в соответствии с западным диагнозом.

Интерес к традиционной китайской медицине растёт на западе с каждым днём. ТКМ не относится более к области магии или мистики, а , напротив, все чаще становится объектом научного исследования. Тем не менее, в мировоззрении людей Запада и востока имеются некоторые существенные различия. Эти различия прекрасно иллюстрирует письменный язык.

На Западе ( а собственно, в большей части мира) люди пишут при помощи букв. То есть мы составляем слова из отдельных звуков. Только после этого мы связываем друг с другом слова, чтобы построить образ (предложение). Это означает что мы строим свою картину мира из отдельных феноменов. Сначала мы замечаем факт, потом другой факт, потом третий и только после этого находим или конструируем связи между фактами.

На Востоке ( в частности в Китае) люди пишут иероглифами, т. е комплексными наглядными формами, символизирующими некий целостный образ или явление. Если изменить даже небольшую часть иероглифа ( пиктограммы), получится уже совершенно иной образ, зачастую с абсолютно другим смыслом.

Примерно такая же картина складывается в медицинах. Запада и востока. В западной медицине диагноз представляет собой факт, состоящий из нескольких других отдельных фактов и описывает определенное состояние. Например, диагноз " хронический анацидный гастрит" говорит нам факте воспаления слизистой оболочки желудка и о том, что при этом отмечается понижение кислотности желудочного сока. И коль скоро мы видим воспаление, мы назначаем противовоспалительное лечение. Мы можем провести дополнительные исследования и выявить дополнительные факты, что сделает наше лечение более точным: например, выявив Helicobacter pylori , мы дадим пациенту средство, подавляющее рост этой бактерии( напр. Метронидазол). Кроме того, для регуляции кислотности мы дадим пациенту лекарство или фитопрепарат повышающий кислотность (напр.Achillea mellefolium ). Для предотвращения побочно эффекта от антибиотика, мы назначим антимикотические средства. Далее общеукрепляющие средства и витамины. И так далее. Мы работаем с отдельными фактами.

В китайской и некоторых других традиционных медицинах диагноз выглядит не как факт, а как состоящий из множества компонентов процесс. Например: «застой крови Печени с нарушением распределения грудного Ян». То есть заболевание рассматривается в тесной связи с жизненным процессом в целом. При сформулированном таким образом диагнозе мы видим, что естественное течение жизненного процесса нарушено в определенном месте определенным образом. Патологическое состояние как таковое в ТКМ важно только как признак, отражающий некий процесс. Оно лишь показывает где именно естественный физиологический процесс реализуется некорректно.

А также указывает на качество нарушений ( что имеено случилось?) – застой, снижение функции, патологический избыток функции, нарушение распределения функций или веществ и т.д. На стадии лечения важно только что и каким образом мешает естественному жизненному процессу реализовываться оптимально. То есть что случилось и где это случилось. Терапия же и медикаменты будут устранять эту причину в этом месте, чтобы восстановить нормальное течение жизненного процесса. Поскольку, нарушение оптимальной реализации естественного жизненного процесса в одном из ключевых мест организма может быть причиной патологических состояний и в разных других местах, то коррекция физиологических процессов в этом месте устраняет патологичские состояния в разных других местах тела. Например, застой крови в печени может привести к дисменорее, нарушениям пищеварения и носовому кровотечению[i]. Если врач ТКМ замечает у пациента эти симптомы и наблюдает другие признаки застоя крови Печени, он даст ему средство, устраняющее застой в печени, ожидая инверсию всех наблюдаемых симптомов.

Другой важный вопрос ТКМ- диагностики – это вопрос «почему?». Какой именно фактор нарушил физиологическое равновесие. Это может быть, к примеру, проникновение «холода» или «ветра», излишняя сухость или влажность, эмоциональный стресс и т.д Следующим шагом будет выяснение в каком направлении этот фактор нарушает физиологический процесс. Рецепты ТКМ различны по своему действию: Прописи могут быть восполняющие, рассеивающие, выводящие, двигающие, фильтрующие, восстанавливающие и пр. Другими словами, идентифицируя патологические паттерны, доктор рассматривает не субъекты, а отношения. Точно также отношения между растениями – основа китайского фиторецепта.
В каждом рецепте присутствует «Правитель» - это базовый компонент рецепта, реализующий основное действие. «Сановники» и «Помощники» - помогают «правителю» наиболее оптимально реализовать свою функцию. «Посланники» доставляют лекарственные вещества к месту назначения.

В качестве примера рассмотрим схему лечебной формулы Сяо Яо Ван, именуемую китайцами «пилюлями блаженства». Этот рецепт традиционно используется для устранения застоя ци Печени и деффицита крови печени. Симптомы при этом могут быть различны и включают нарушения пищеварения, менструальные и предменструальные дисфункции, межреберную невралгию, а также вертиго, ишиатические боли, головные боли, покраснение глаз, затуманенное зрение, слезотечение, зуд в глазах. Применяется также при депрессиях, пищевых аллергиях, хроническом субфебрилитете, гипогликемии.

Причиной застоя ци Печени чаще всего выступает дефицит крови Печени и нарушение трансформирующей и распределяющей функции Селезенки. Вот почему в формуле Сяо Яо Ван в качестве «сановников» и «помощников» мы находим также компоненты, работающие в направлении данных функций.Базовые принцип построения рецепта в ТКМ совершенно отличен от западных принципов построения лечебных прописей, потому что Традиционная Китайская Медицина не рассматривает отдельные патологические состояния. В отличие от западной медицины, она рассматривает взаимодействующие друг с другом процессы. В результате этого лечебные формулы традиционной китайской фитотерапии не устраняют отдельные патолоические состояния, а балансируют различные процессы в организме. Следовательно, они наиболее эффективны при использовании в соответствии с традиционным китайским диагнозом и менее эффективны, когда мы пытаемся лечить патологические состояния в соответствии с западным диагнозом.

Интерес к традиционной китайской медицине растёт на западе с каждым днём. ТКМ не относится более к области магии или мистики, а , напротив, все чаще становится объектом научного исследования. Тем не менее, в мировоззрении людей Запада и востока имеются некоторые существенные различия. Эти различия прекрасно иллюстрирует письменный язык.

На Западе ( а собственно, в большей части мира) люди пишут при помощи букв. То есть мы составляем слова из отдельных звуков. Только после этого мы связываем друг с другом слова, чтобы построить образ (предложение). Это означает что мы строим свою картину мира из отдельных феноменов. Сначала мы замечаем факт, потом другой факт, потом третий и только после этого находим или конструируем связи между фактами.

На Востоке ( в частности в Китае) люди пишут иероглифами, т. е комплексными наглядными формами, символизирующими некий целостный образ или явление. Если изменить даже небольшую часть иероглифа ( пиктограммы), получится уже совершенно иной образ, зачастую с абсолютно другим смыслом.

Примерно такая же картина складывается в медицинах. Запада и востока. В западной медицине диагноз представляет собой факт, состоящий из нескольких других отдельных фактов и описывает определенное состояние. Например, диагноз " хронический анацидный гастрит" говорит нам факте воспаления слизистой оболочки желудка и о том, что при этом отмечается понижение кислотности желудочного сока. И коль скоро мы видим воспаление, мы назначаем противовоспалительное лечение. Мы можем провести дополнительные исследования и выявить дополнительные факты, что сделает наше лечение более точным: например, выявив Helicobacter pylori , мы дадим пациенту средство, подавляющее рост этой бактерии( напр. Метронидазол). Кроме того, для регуляции кислотности мы дадим пациенту лекарство или фитопрепарат повышающий кислотность (напр.Achillea mellefolium ). Для предотвращения побочно эффекта от антибиотика, мы назначим антимикотические средства. Далее общеукрепляющие средства и витамины. И так далее. Мы работаем с отдельными фактами.

В китайской и некоторых других традиционных медицинах диагноз выглядит не как факт, а как состоящий из множества компонентов процесс. Например: «застой крови Печени с нарушением распределения грудного Ян». То есть заболевание рассматривается в тесной связи с жизненным процессом в целом. При сформулированном таким образом диагнозе мы видим, что естественное течение жизненного процесса нарушено в определенном месте определенным образом. Патологическое состояние как таковое в ТКМ важно только как признак, отражающий некий процесс. Оно лишь показывает где именно естественный физиологический процесс реализуется некорректно.

А также указывает на качество нарушений ( что имеено случилось?) – застой, снижение функции, патологический избыток функции, нарушение распределения функций или веществ и т.д. На стадии лечения важно только что и каким образом мешает естественному жизненному процессу реализовываться оптимально. То есть что случилось и где это случилось. Терапия же и медикаменты будут устранять эту причину в этом месте, чтобы восстановить нормальное течение жизненного процесса. Поскольку, нарушение оптимальной реализации естественного жизненного процесса в одном из ключевых мест организма может быть причиной патологических состояний и в разных других местах, то коррекция физиологических процессов в этом месте устраняет патологичские состояния в разных других местах тела. Например, застой крови в печени может привести к дисменорее, нарушениям пищеварения и носовому кровотечению[i]. Если врач ТКМ замечает у пациента эти симптомы и наблюдает другие признаки застоя крови Печени, он даст ему средство, устраняющее застой в печени, ожидая инверсию всех наблюдаемых симптомов.

Другой важный вопрос ТКМ- диагностики – это вопрос «почему?». Какой именно фактор нарушил физиологическое равновесие. Это может быть, к примеру, проникновение «холода» или «ветра», излишняя сухость или влажность, эмоциональный стресс и т.д Следующим шагом будет выяснение в каком направлении этот фактор нарушает физиологический процесс. Рецепты ТКМ различны по своему действию: Прописи могут быть восполняющие, рассеивающие, выводящие, двигающие, фильтрующие, восстанавливающие и пр. Другими словами, идентифицируя патологические паттерны, доктор рассматривает не субъекты, а отношения. Точно также отношения между растениями – основа китайского фиторецепта.
В каждом рецепте присутствует «Правитель» - это базовый компонент рецепта, реализующий основное действие. «Сановники» и «Помощники» - помогают «правителю» наиболее оптимально реализовать свою функцию. «Посланники» доставляют лекарственные вещества к месту назначения.

В качестве примера рассмотрим схему лечебной формулы Сяо Яо Ван, именуемую китайцами «пилюлями блаженства». Этот рецепт традиционно используется для устранения застоя ци Печени и деффицита крови печени. Симптомы при этом могут быть различны и включают нарушения пищеварения, менструальные и предменструальные дисфункции, межреберную невралгию, а также вертиго, ишиатические боли, головные боли, покраснение глаз, затуманенное зрение, слезотечение, зуд в глазах. Применяется также при депрессиях, пищевых аллергиях, хроническом субфебрилитете, гипогликемии.

Причиной застоя ци Печени чаще всего выступает дефицит крови Печени и нарушение трансформирующей и распределяющей функции Селезенки. Вот почему в формуле Сяо Яо Ван в качестве «сановников» и «помощников» мы находим также компоненты, работающие в направлении данных функций.
Схему действия классической формулы

Сяо Яо Ван можно представить следующим образом:[iii]

«Правитель» реализует главную функцию – двигает ци Печени и устраняет её застой. Корни володушки китайской 16,7%

«Сановники»: Окоренные корни пиона молочноцветкового 16,7 % Пестуют кровь и собирают Инь (смягчают Печень и убирают острые процессы). Корни дудника китайского 16,7% Пестуют и гармонизируют кровь, двигают ци, в комбинации с володушкой и пионом восстанавливают тело Печени (обеспечивают регенерацию клеток печени).

«Помощники»: Корневище атрактилодеса крупноголовчатого 16,7%
Склероций пории кокосовидной 16,7%
Корни солодки уральской 13,3% Оздоравливают Селезёнку (источник новой Крови), питают Кровь («наполняют» Землю для нейтрализации Дерева) Трава мяты простоквашечной 13,3% Двигает ци, выводит застойный Жар из канала Печени

"Посланник" Эту роль в прописи Сяо Яо Ван играет сам "правитель" Корень володушки китайской Транспортирует лекарственные вещества в канал Печени. Все компоненты усиливают и поддерживают друг друга, и конечный эффект прописи обеспесивается исключительно их взаимодействием. Если исключить из рецептпта какой либо компонент, эффективность средства резко упадет (вплоть до полного его отсутствия ) во всех направлениях ( поддтверждается личными наблюдениями авторов).

Вывод
: Базовые принцип построения рецепта в ТКМ совершенно отличен от западных принципов построения лечебных прописей, потому что Традиционная Китайская Медицина не рассматривает отдельные патологические состояния. В отличие от западной медицины, она рассматривает взаимодействующие друг с другом процессы. В результате этого лечебные формулы традиционной китайской фитотерапии не устраняют отдельные патолоические состояния, а балансируют различные процессы в организме. Следовательно, они наиболее эффективны при использовании в соответствии с традиционным китайским диагнозом и менее эффективны, когда мы пытаемся лечить патологические состояния в соответствии с западным диагнозом.
Литература:

Giovanni Maciocia «The Foundations of Cinese Medicine» 2-nd edition, Elsiver Ltd, Moscow 2011 V.2 p.511
2Giovanni Maciocia «The Foundations of Cinese Medicine» 2-nd edition, Elsiver Ltd, Moscow 2011 V.2 p.421
Зайцев С. В « Печень в традиционной китайской медицине» Синофарм, Москва 2013 p. 26
С уважением, Синомед.
Error get alias
Советы специалистов
Подпишитесь на наши новостные рассылки о традиционной китайской медицине
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности