Информация

Новости

Все новости...

Тэги

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. СДВГ.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. СДВГ.

Автор: М.Ю. Цымбалов.

СДВГ представляет актуальную социальную проблему, так как встречается у достаточно большого количества детей в популяции. По мнению отечественных и зарубежных исследователей, данное заболевание отмечается у 5—10% детей в популяции. СДВГ значительно чаще встречается у лиц мужского пола, соотношение мальчиков и девочек по данным ряда авторов составляет примерно 5 : 1.

В повседневной практике все чаще встречаются дети и подростки с проблемами в учебе и поведении, что в той или иной степени связано с состоянием их здоровья. По наблюдениям Чутко Л.С. и соавт., признаки школьной дезадаптации отмечаются у 82% школьников с СДВГ. Под школьной дезадаптацией (ШД) понимают нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами (Вроно М. Ш., 1984). Было предложено следующее определение ШД: «Невозможность школьного обучения соответственно природным способностям и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует» (А. А. Северный, Н. М. Иовчук, 1995).

До 40% учащихся школ можно отнести к группе детей с низкой успеваемостью. У 79% из них выявляются пограничные состояния, в структуре которых особое место занимает синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ). Частота регистрации данного синдрома в начальных классах общеобразовательных школ города Москвы составляет 22% у мальчиков и 10% у девочек (Заваденко Н.Н.). В России, по данным отечественных исследователей, его распространенность составляет от 7 до 28%.

Данный синдром впервые описан во второй половине 19 века. Наиболее ранним клиническим упоминанием о ребенке с СДВГ может считаться описание психиатром Александром Кричтоном в 1798 г. Психоневролог Генрих Хоффман описал чрезвычайно подвижного ребенка, которого назвал «непоседа Фил».

В 1962 г. введен термин и предложен диагноз «минимальная мозговая дисфункция» (ММД) Оксфордской международной группой по детской неврологии.

В дальнейшем, из-за того, что термин оказался общим, расплывчатым и вносил путаницу в диагностике, лечении и реабилитации детей, в начале 80-х годов американской ассоциацией психиатров был принят более четкий термин – «синдром дефицита внимания» (Attention Deficit Disorder). Но в настоящее время часто можно столкнуться с применением обоих терминов.

Таким образом, СДВГ является вариантом минимальной мозговой дисфункции (ММД). Минимальная мозговая дисфункция - легкая недостаточность мозга, которая проявляется в нарушении созревания структур коры головного мозга.

ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД это только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить для того, чтобы начать правильное лечение. Детей с реактивным типом ММД называют гиперактивными.

Причины развития заболевания

Несмотря на многолетний опыт подхода к изучению проблем СДВГ, многими ведущими специалистами, причины возникновения данного заболевания остаются до конца не выясненными. Выдвинуто несколько гипотез происхождения: гипоксическая, инфекционная, генетическая, сосудистая, метаболическая, смешанная.

По мнению Пальчик А.Б. (2002 г.) данное заболевание является типичным эволюционным, имеющим в своей основе не одну причину, а группу факторов, роль которых индивидуальна в каждом конкретном случае.

В основе этиологии СДВГ как резидуально-неврологического расстройства лежат дисфункции возникающие в перинатальном периоде, которые ведут к задержке формирования биоритмологической организации процессов в коре головного мозга (Фесенко Е.В. 2009).

Причины, влияющие на возникновение перинатальных поражений центральной нервной системы:

  • Соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации.
  • Острые инфекционные заболевания или обострение хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.
  • Нарушение питания и общая незрелость беременной женщины.
  • Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.
  • Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).
  • Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).
  • Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при применении родового пособия.
  • Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Повреждающие факторы антенатального периода (начинается на 28 неделе внутриутробного развития и оканчивается началом родового акта):

  • внутриутробные инфекции
  • обострения хронических заболевании будущей матери с неблагоприятными изменениями метаболизма
  • интоксикации
  • действие различных видов излучения
  • генетическая обусловленность
  • Имеет большое значение и невынашивание беременности, когда ребенок рождается недоношенным или биологически незрелым вследствие нарушения внутриутробного развития. Незрелый же ребенок в большинстве случаев еще не готов к процессу родов и при родовых нагрузках получает значительные повреждения.

Необходимо обратить внимание на то, что в первом триместре внутриутробной жизни закладываются все основные элементы нервной системы будущего ребенка, а формирование плацентарного барьера начинается лишь с третьего месяца беременности. Возбудители таких инфекционных заболеваний, как токсоплазмоз, хламидиоз, листереллез, сифилис, сывороточный гепатит, цитомегалия и др., проникнув через незрелую плаценту из организма матери, глубоко повреждают внутренние органы плода, и в том числе формирующуюся нервную систему ребенка. Эти повреждения плода на данной стадии его развития генерализованные, но в первую очередь страдает центральная нервная система. В последующем, когда плацента уже сформировалась и достаточно эффективен плацентарный барьер, воздействия неблагоприятных факторов уже не приводят к формированию пороков развития плода, но могут вызвать преждевременное рождение, функциональную незрелость ребенка и внутриутробную гипотрофию.

В то же время есть факторы, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие нервной системы плода в любом периоде беременности и даже до нее, влияя на репродуктивные органы и ткани родителей (проникающая радиация, употребление спиртных напитков, тяжелые острые интоксикации).

К интранатальным повреждающим факторам (включает в себя непосредственно сам акт родов от начала родовой деятельности до рождения ребенка) относят все неблагоприятные факторы процесса родов, неизбежно сказывающиеся на ребенке: >

  • длительный безводный период
  • отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция родовой деятельности
  • недостаточное раскрытие родовых путей
  • стремительные роды
  • применение ручных родовспомогательных приемов
  • кесарево сечение
  • обвитие плода пуповиной
  • большая масса тела и размеры плода
  • Группой риска в отношении интранатальных повреждений являются недоношенные дети и дети с малой или слишком большой массой тела.

Необходимо отметить, что интранатальные повреждения нервной системы в большинстве случаев не касаются непосредственно структур головного мозга, но их последствия в дальнейшем постоянно влияют на деятельность и биологическое созревание развивающегося мозга.

В постнатальный период основным повреждающим действием обладают нейроинфекции и травмы.

В последние годы ряд исследований с помощью магниторезонансной томографии показал, что у детей с СДВГ по сравнению со здоровыми сверстниками имеется некоторое уменьшение размеров префронтальных областей мозга, преимущественно в правом полушарии (Castellanos X. et al 2001).

Биохимическая концепция в патогенезе СДВГ это нарушения обмена катехоламинов. Средовое воздействие и влияние иных факторов также признается многими авторами.

Клиническая картина

Изучение анамнеза показывает, что в раннем возрасте у многих детей с СДВГ обнаруживается синдром гипервозбудимости. Проявления гипервозбудимости возникают чаще в первые месяцы жизни, в 20% случаев они отставлены на более поздние сроки (старше 6-8 месяцев). Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный крик. Он сопровождается избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения или мраморности кожных покровов, акроцианоза, усиленной потливости, тахикардии, учащения дыхания. Во время крика можно наблюдать повышение мышечного тонуса, тремор подбородка, рук, клонусы стоп и голеней, спонтанный рефлекс Моро. Также характерны нарушения сна (затрудненное длительное засыпание, частое спонтанное пробуждение, раннее пробуждение, вздрагивания), трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения. Могут отмечаться трудности прикладывания к груди, беспокойство во время кормления.

В возрасте от одного года до трех лет детей с СДВГ отличают повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка в массе тела, некоторое отставание в психо-речевом и двигательном развитии. К трем годам обращают на себя внимание такие особенности, как моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. В младшем возрасте у них нередко наблюдаются задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез).

Дети с СДВГ имеют нормальный или высокий интеллект, однако плохо учатся в школе. Ребенку трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью, он не может ни на чем сосредоточится надолго. Дети, страдающие СДВГ, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью, импульсивностью.

Выделяют три варианта СДВГ:

1) Сочетание дефицита внимания и гиперактивности.

2) Дефицит внимания без гиперактивности.

3) Гиперактивность без дефицита внимания.

Согласно международным рекомендациям дефицит внимания устанавливается по 6 и более признакам, если ребенок:

  • - не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;
  • - с трудом поддерживает внимание в работе и игре;
  • - не слушает то, что ему говорят;
  • - не в состоянии следовать инструкциям;
  • - не может организовать игры или деятельность;
  • - не может длительно концентрировать внимание;
  • - часто теряет вещи;
  • - часто и легко отвлекается.

Гиперактивность диагностируется по 5 признакам, если ребенок:

  • - совершает суетливые движения конечностями;
  • - часто вскакивает со своего места;
  • - гиперподвижен в ситуациях, когда надо сидеть неподвижно;
  • - не может играть в «тихие игры»;
  • - всегда находится в движении;
  • - много говорит.

Импульсивность диагностируется, если ребенок:

  • - отвечает на вопрос, не дослушав его;
  • - не может дождаться своей очереди;
  • - вмешивается в чужую беседу и игры.

Диагноз устанавливается не ранее 5-6 лет, но первые проявления СДВГ иногда можно наблюдать на первом году жизни. С походом в детский сад, воспитатели жалуются на неуправляемость ребенка, его расторможенность, не способность усидеть во время занятий и выполнить задание. Это становится для родителей неожиданностью. Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения, когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Подобная закономерность может быть объяснена неспособностью ЦНС справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Увеличение нагрузок на ЦНС в этом возрасте могут приводить к нарушениям поведения в виде упрямства, непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам, замедлению психоречевого развития. У некоторых детей на первое место выходят проявления агрессии.

При оценке неврологической симптоматики у детей с СДВГ наиболее часто выявляются нарушения тонкой моторики.

Прогноз заболевания

Прогноз заболевания зависит от тяжести проявления симптомов, от социального окружения ребенка, ранней диагностики и лечения, психолого-педагогической коррекции.

Существуют несколько вариантов прогноза заболевания:

  • С течением времени симптомы исчезают и дети становятся подростками, взрослыми без отклонения от нормы. Анализ результатов большинства исследований свидетельствует о том, что от 25% до 50% детей “перерастают” этот синдром.
  • Симптомы различной степени тяжести продолжают оставаться, но без признаков развития психопатологии. Таких детей большинство (от 50% и более). У них наблюдаются проблемы в повседневной жизни. По данным опроса, их постоянно сопровождает чувство “нетерпеливости и неугомонности”, импульсивность, социальная неадекватность, чувство низкой самооценки в течение всей жизни. Имеются сообщения о большой частоте несчастных случаев, разводов, перемены мест работы у этой группы людей.
  • Развиваются тяжелые осложнения у взрослых в виде личностных или антисоциальных изменений, алкоголизма и психических состояний.

Дифференциальный диагноз СДВГ

Дифференциальный диагноз при СДВГ проводится с такими патологическими состояниями, как посттравмати¬ческая энцефалопатия, неврозы, цереброастенический синд-ром при соматических заболеваниях, последствия нейроинфекций, и рядом других патологических состояний.

Лечение СДВГ

К основным методам коррекции относится комплекс психотерапевтического воздействия на семью ребенка и его окружение, педагогическая коррекция, нутритивная, гомеопатическая и медикаментозная терапия, остеопатическое лечение.

Медикаментозная терапия

Айзенберг опытным путем выделил основные принципы, которых нужно придерживаться при использовании лекарственных препаратов, чтобы исправить врожденные психиатрические нарушения:

  • все доступные лекарства излечивают симптомы, а не болезнь, так что медикаментозное лечение всегда должно быть четко направлено. Важна точная диагностика для разработки алгоритма лечения. Снятие симптома – необходимая часть лечения, но внимание должно уделяться также и причинным факторам. Это означает, что одного медикаментозного лечения бывает достаточно только в самых редких случаях;
  • наиболее эффективные лекарства, кроме всего прочего имеют неблагоприятные побочные эффекты, поэтому никакой препарат не должен использоваться без строгого предписания для использования;
  • старый и знакомый препарат лучше предпочесть новому, если не имеется достаточных доказательств о превосходстве последнего;
  • лекарствам свойственен эффект плацебо (результат достигается благодаря ожиданиям, а не фармакологическому действию), поэтому использование лекарственных препаратов подразумевается понимание их психологического контекста;
  • лекарства могут быть эффективными для устранения симптоматики, которая не снимается другими средствами, поэтому нет необходимости в их применении, если нет соответствующих признаков.
  • Возможные побочные действия лекарственных препаратов не должны быть тяжелее самого заболевания.

Гомеопатическое лечение

Гомеопатия – это метод лечения, разработанный более двухсот лет назад доктором Самуилом Ганеманом. Он опирается на принцип: "подобное лечится подобным". То есть, определенное вещество вызывает у здорового человека различные физические и психические явления. И наоборот, больной человек, у которого наблюдаются такие же явления, получает это же вещество в гомеопатической (разведенной) форме. Таким образом, гомеопатическое лекарство помогает вылечивать заболевание, имеющее сходную с препаратом клиническую картину. Индивидуальный препарат с помощью реперториума подбирает врач. Реперториум это каталог или перекрестная ссылка на гомеопатическую Материя медика. Это инструмент, используемый гомеопатами для доступа к обширной информации Материи медика. Если вы заглянете в реперториум, вы увидите список симптомов; за каждым симптомом следует список препаратов, которые применяют для его лечения.

Лечение последствий поражений центральной нервной системы перинатального периода, с которыми достаточно часто приходится сталкиваться педиатрам и неврологам, включает в себя медикаментозную терапию, остеопатическое лечение, массаж, лечебную физкультуру и физиотерапевтические процедуры, довольно часто применяют иглорефлексотерапию и элементы педагогической коррекции, работу с психологом.

Требования к лечению должны быть достаточно высокими и, надо добавить, что основной акцент в лечении последствий поражения ЦНС перинатального периода делается именно на физические методы воздействия (остеопатическое лечение, ЛФК, массаж), в то время как медикаментозное лечение применяется лишь в ряде случаев (судороги, гидроцефалия и т.п.).

Остеопатическое лечение

Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью рассматривалось и в ряде публикаций врачами-остеопатами - В. Фрайман, Р. Солано, М. Теттамбэл, Кравченко Т.И. Ряд работ, которые были защищены в Русской высшей школе остеопатической медицины, был посвящен СДВГ. В частности, Тарасов Н.А. «Эффективность использования техники венозных синусов в комплексном лечении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью», Новикова С.С. «Остеопатическое лечение детей с СДВГ с использованием техник на лобной кости», Шкорупий Е.И. «Остеопатическое лечение у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью».

Врач-остеопат, в отличие от узких специалистов работает глобально, рассматривая организм как единое целое. Э.Т. Стилл, основатель остеопатии писал: «Человеческое тело функционирует не в отдельных частях, а как гармоничное целое».

В основе СДВГ, как отмечалось ранее, могут лежать травматические воздействия, отчего у ребенка может нарушаться мозговое кровообращения и венозный отток из полости черепа. Задача остеопата понять — что мешает этим жидкостям свободно циркулировать. При осмотре ребенка сверхчувствительные руки врача-остеопата способны определить дисфункцию. Первопричина может быть различной: травма шейного отдела позвоночника, смещение отдельных позвонков друг относительно друга, блок швов основания и свода черепа и другие дисфункции. Остеопатическое лечение в ряде случаев может быть очень эффективным.

Остеопат Р. Солано писал: «Я искренне думаю, что визит к остеопату способен помочь вашему ребёнку избежать многих недостатков или смягчить их влияние на его судьбу. Чем раньше ваш ребёнок попадёт к остеопату, желательно сразу после рождения, тем проще остеопату нивелировать многие проблемы, которые будут мешать ребёнку, когда он станет взрослым».

В работе Шкорупий Е.И. при остеопатическом исследовании детей с СДВГ, выявлены шовные блоки костей черепа (на уровне лобной, решетчатой, клиновидной, теменной, височной, затылочной). Они превысили показатели других дисфункций. Известно, что от состояния швов зависит кинетика костей черепа. Нарушение движения костей черепа на уровне швов, являются причиной многих сосудистых и вегетативных нарушений (Небожин А.И. 1996 г.). Твердая мозговая оболочка, выстилающая свод черепа и тесно прилегая к нему, под влиянием измененной кинетики черепа, натягивается. Это ведет к нарушению оттока крови.

Очевидно, что лекарственными средствами механические последствия травмы устранить невозможно. А мы говорим о том, что лечение должно быть направлено на устранение причины заболевания, а не его следствий. В арсенале остеопата более 3000 «мягких» техник, с помощью которых можно снять напряжения в шейном отделе позвоночника, мягко «поправить» косточки, устранить натяжение твердой мозговой оболочки и тем самым убрать препятствия для хорошего кровообращения, венозного оттока и тока ликвора. Можно сказать, остеопат направляет развитие ребенка в здоровое русло, запускает процесс самовосстановления и гармонизации. Остеопат способен уловить едва наметившиеся отклонения в развитии ребенка. При обычном медицинском осмотре они пока не могут определиться, так как проявляются на функциональном уровне (уровень нарушения функции без нарушения структуры). Определив такие отклонения, удается предупредить дисфункцию. Таким образом, следует стремиться к профилактической направленности остеопатической коррекции.

Остеопатическое лечение безболезненно, прикосновения врача легкие, мягкие, нежные. Длительность сеанса у детей, как правило, варьирует от 25 до 45 минут. Необходимое количество сеансов всегда определяется индивидуально для каждого ребенка. Рекомендуется посетить несколько сеансов (2-4), чтобы составить представление о методе лечения и понять его эффективность у данного ребенка.

Хотелось бы еще раз отметить, что остеопат добивается превосходных результатов в лечении обратимых функциональных нарушений, но он малоэффективен в борьбе против серьёз¬ных органических поражений, наследственных аномалий, инфекционных ост¬рых заболеваний, которые требуют подключения специалистов.

Р. Солано в своей книге «Остеопатия для малышей» говорит о том, что остеопат это компетентный и опытный профессионал, получивший спе¬циальное образование, долго и основательно учившийся, но он действует в рамках возможностей своей специальности. Он знает свои границы.

Психолого-педагогическая коррекция. Метод биологической обратной связи.

Существуют специальные методики, позволяющие улучшить внимание, снизить агрессивность и раздражительность, научиться строить взаимоотношения с детьми, сделать более ровным эмоциональный фон. Одной из таких методик, несложных и эффективных, является метод БОС – биологической обратной связи, тренинг саморегуляции, которая так важна детям с мозговыми дисфункциями.

Работа ведется по нескольким направлениям, одна из важных ее составляющих - обстановка в семье. Этим детям необходим строгий режим дня, спокойные занятия перед сном, ограничение просмотра телепередач (особенно со сценами насилия и жестокости) и компьютерных игр. Не стоит перегружать такого ребенка интеллектуальными занятиями. А вот прогулки и подвижные игры на свежем воздухе очень полезны. Совместный поход в парк или бассейн, чтение вслух, доброжелательное общение и обсуждение прошедшего дня, поцелуй на ночь гораздо полезнее, чем ворох дорогих игрушек, выезды на курорты и экскурсии и многочисленные занятия. Мы можем и должны направить энергию ребенка в нужное русло. Будь то занятия физической культурой, плаванием, подвижные игры или занятия музыкой. Каждый ребенок индивидуален и сможет показать взрослым, которые за ним наблюдают и оценивают, свои предрасположенности.

Важно понять: реабилитация требует времени, совместных усилий узких специалистов, психотерапевта, родителей и ребенка. При этом сложно переоценить вклад родителей, которые большую часть времени проводят с ребенком и на основе правильного отношения, терпения и своего собственного примера, показывают и сопровождают направление развития ребенка и помогают преодолеть многие трудности. Результаты в этом случае стоят вложенных усилий, т.к. это способствует гармоничному развитию личности и реализации успешных жизненных стратегий.

Заключение

Основную поддержку ребенок должен получать дома. От родителей зависит, вырастет ли он полноценным и успешным человеком или сохранит низкую самооценку, уйдет в виртуальную реальность, станет искать понимания в неблагополучных и криминальных компаниях. Патологические пристрастия – алкоголь, наркотики, азартные игры, интернет – варианты зависимости – все это способы ухода от пугающей реальности, с которой ребенок не способен совладать потому, что миф о его слабости и бездарности был внушен ему самыми важными в мире людьми – его родителями. Важно понять, что все можно изменить, но требуется терпение и труд, а также постоянная внутренняя работа и прежде всего родителей над самими собой.

Будьте терпеливыми и поощряйте любые, даже минимальные достижения ребенка. Старайтесь прислушиваться к его просьбам, возможно не всегда понятным для вас. Дайте ему возможность стать полноправным членом семьи со своими правилами и распорядком. Не стоит все делать за ребенка, очертите круг его обязанностей, которые ему под силу выполнить самостоятельно. Труд родителей будет вознагражден и гармония отношений поможет перестройке и саморегуляции внутренних процессов, происходящих в организме. Равновесие будет достигнуто, и понимание всегда будет царить в вашей семье!

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика