Остеопатическая коррекция грудных детей имеет особое значение, если ребенок в процессе рождения получил травму. В процессе естественного роста и развития малыша большое количество имеющихся дисфункций устраняются самостоятельно, так как компенсационные возможности организма велики. Но в ряде случаев, если травмы и деформации, полученные в процессе родов, не нивелируются самостоятельно, требуется помощь остеопата.
Виола Фрайман, работая с новорожденными, говорит нам о необходимости как можно более ранней остеопатической коррекции. Она пишет: «Мышечно-скелетные напряжения, которые испытывает новорождённый в процессе родов, могут создать ему проблемы на всю оставшуюся жизнь... Признать наличие таких проблем и лечить такие дисфункции в период, следующий непосредственно за рождением, является крайне важным и необходимым делом. Это самые важные фазы в практике остеопатической медицины, считающей себя, прежде всего профилактической медициной».
Остеопатическое воздействие призвано помочь организму активно включить механизмы саморегуляции и справиться с возникшей проблемой используя, в случае необходимости, скрытые резервы организма. Следует отметить, что остеопатия - не панацея и требуется совместное ведение ребенка всеми узкими специалистами, особенно, если выявлены дисфункции, требующие динамического наблюдения. Остеопатия, гомеопатия и аллопатия - это дополняющие друг друга подходы в сохранении здоровья человека.
Например, остеопат Р. Солано пишет: «Остеопат следит за здоровьем малыша. Он укрепляет защитные силы организма, борющиеся против агрессии. Остеопатия дополняет медицину. Остеопатия играет связующую роль между ребёнком, теряющим равновесие и поэтому готовым заболеть, и различными медицинскими специальностями. Остеопатия не заменяет их, а дополняет».
В. Фрайман пишет о том, что содружество между остеопатом и другими узкими специалистами в лечении ребенка можно сравнить с содружеством настройщика музыкальных инструментов и учителя музыки. Как бы ни был хорош педагог и талантлив ученик, они ничего не добьются, если инструмент расстроен. Только после того, как настройщик сделает свою работу, можно приглашать учителя, чтобы он научил ребенка играть. Остеопат в данном случае выступает в роли настройщика «инструмента».
Принципиальное достоинство остеопатии заключается в возможности поиска определенными методами и устранения первопричины заболевания еще до развернутых клинических проявлений. Остеопатия занимает свою отведенную нишу и не претендует на главенствующую роль и не обещает эффективно помочь во всех случаях в 100%. Но, тем не менее, она имеет свои точки приложения и в ряде случаев оказывается более эффективной. Особенно, если это функциональный уровень проблемы, который чаще и встречается у детей. То есть не имеющий анатомической основы, при котором симптомы заболевания еще отсутствуют. В отличие от органического, в основе которого лежат структурные нарушения, т. е. органический анатомический субстрат как причина болезни.
Р. Солано в своей книге «Остеопатия для малышей» пишет: «Функциональная проблема проявляется нарушением деятельности одной из систем организма (пищеварительной, дыхательной, выделительной, позвоночника). Выполнение функции нарушено, но серьёзные необратимые органические поражения отсутствуют… Остеопат добивается превосходных результатов в лечении обратимых функциональных нарушений, но он малоэффективен в борьбе против серьёзных органических поражений…».
Чем меньше ребенок, тем более полно остеопат может охватить и осознать все механизмы получения тех или иных дисфункций и быть эффективным в их устранении.
Хотелось бы отметить наиболее часто встречающиеся проблемы, с которыми родители грудных детей обращаются за помощью к остеопатам:
- - Деформация головки ребенка - нахождение швов черепа друг на друга, сглаженность или уплощение одной или нескольких костей.
- - Нарушение захвата соска, плохое сосание, срыгивания.
- - Привычное положение головы, кривошея.
- - Нарушение сна, частые пробуждения, сложности засыпания.
- - Повышенная возбудимость.
- - Запоры, выраженный период колик.
- - Чрезмерное запрокидывание головы ребенка назад.
- - В положении ребенка лежа на спине или животе позвоночник изгибается дугой, тело выгибается как лук.
- - Незрелость тазобедренных суставов.
- - Повышение внутричерепного давления. Как правило, в комплексной терапии.
- - Травмы головы - падение с кровати, пеленального столика, дивана. Первично родители обращаются в травматологический пункт для исключения сотрясения головного мозга, перелома костей черепа, внутримозговой гематомы. Если подобные состояния исключены, то для снятия напряжения с костей черепа, устранения блоков костей, родители обращаются к врачу-остеопату.
- - Дети, рожденные раньше гестационного срока, также часто попадают на прием к остеопату.
- - Малыши, рожденные путем операции кесарево сечение.
- - Новорожденные, получившие в процессе родов различные травмы – перелом ключицы, травма шейного отдела позвоночника, кефалогематома и другие.
- - Задержка темпов моторного развития - когда моторные навыки, приобретаемые ребенком, отстают по срокам от календаря физического развития. Ориентировочные сроки моторного развития приведены в таблице: